Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления у детей.

Психология

Формирование личности у ребенка происходит каждый день. Большое количество получаемой информации развивает способность мыслить. С помощью мышления появляется возможность производить анализ информации, которая поступает из внешней, окружающей среды.

В психологии подразделяются несколько теорий мышлений, одна из которых называется ассоциативной. Сегодня речь пойдет именно о ней.

История развития данной теории зародилась ещё во времена Аристотеля с его идеи о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины являются продуктом ассоциации. Далее в XVII веке, с помощью английского педагога и философа Джона Локка данная теория была продолжена и стала активнее изучаться. А уже в XVIII веке английский врач Д. Гартли и голландский философ Б. Спиноза продолжают и максимально раскрывают данную теорию. Основа теории представляла из себя непосредственный процесс обучения. В свою очередь обучение опирается на конкретный наглядный материал. Простым языком, человек не сможет обучиться если не получит какой-то образ или представление.

Необходимо разобраться что же означает понятие «ассоциация»? Прекрасно раскрывает данное значение Абрамова Елена Вениаминовна — преподаватель художественного отделения МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района высшей квалификационной категории, в своем методическом докладе «Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста». Ассоциация — это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление подразделяют:

  • причинно-следственные (телесная рана — боль, лук — слезы);
  • по противоположности (черный — белый, сладкий — горький);
  • дополнению (хлеб — масло, молоко – кофе);
  • обобщению (яблоко — фрукт, собака – животное).
  • по контрасту (злой — добрый).
  • по смежности во времени (перья — подушка, стекло — окно).

Ассоциативному мышлению необходимо обучать детей с раннего возраста, показывая им картинки в книжках и рассказывая, что это и с чем это можно ассоциировать. Прекрасно помогают развивать данное мышление настольные игры. В настоящее время выпускается множество настольных игр, направленных на развитие ассоциативного мышления. Вот одна из них, которую вы можете приобрести на OZON: https://www.ozon.ru/product/razvivayushchaya-igra-moi-pervye-assotsiatsii-assotsiatsii-dlya-detey-razvivayushchiy-pazl-mozaika-571185100/, в этом же магазине можно приобрести другие игры из этой серии («Чей домик», «Для малышей», «Транспорт»). Данная игра помимо развития ассоциативного мышлений способствует развитию мелкой моторики рук, фантазии и умении находить общее.

Следует отметить, что именно в ассоциативном мышлении положено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители в обязательном порядке должные способствовать развитию ребенка и поощрять любую фантазию, в основе которой и будет базироваться мышление. Не прибегайте к ругани с ребенком, оценивайте личное мнение ребенка, в том числе дайте ему развивать свое мышление самостоятельно, можно лишь корректировать его направления.

Ассоциативное мышление также помогает открывать что-то новое, смотреть на происходящее с разным сторон, тренировать умственную деятельность, учит мыслить креативно, нестандартно. Данные качества в последующем помогут вашему ребенку, ему будет легче учиться, осваивать новые горизонты.

            Само развитие ассоциативного мышления происходит в несколько этапов.

  1. Задействуется контраст и обобщение. Данные категории применяются в самом раннем возрасте 1-3 года. Для данного возраста необходимо показывать картинки и описывать картинки максимально, в том числе называть ассоциации, возникшие у Вас (солнце -> ярко, тепло).
  2. Причинно-следственные связи и смежность. Следующий этап в развитии мышления, для чуть старшего возраста от 3-х лет. Можно объяснять различные процессы в природе, к примеру: идет снег –> на улице холодно –> зима.
  3. Ассоциации по дополнению и сходству. Данный этап раскрывает творчество и креативность ребенка. Как раз ему нужно уделять максимальное внимание. Развивать его творческие и аналитические способности.

Для развития ассоциативного мышления на каждом этапе можно использовать уже ранее упомянутую игру, в ней для помощи картинки соединяются по принципу пазла.

Оцените статью
Мой малыш
Добавить комментарий