Для ответа на вопрос «что должен уметь ребенок в 3 месяца?», нужно понимать, что первые месяцы жизни, тратятся организмом на активное физическое развитие. Ребенку необходимо приспособить свое тело к новой среде обитания, отличной от маминого живота.
Основные навыки малыша
В течение 3 месяца происходит формирование и стабилизация систем организма, в соответствии со взрослым образцом:
- Формируется мозг. Ребенок рождается с не до конца сформированными системами и органами. Зрение, слух, обоняние присутствуют, но их работа не стопроцентная. Развитие происходит постепенно. Мозг также проходит стадию «доработки». Это является одной из причин постепенного формирования психологических навыков.
- Меняется пищеварительная система. Грудничок имеет стерильный кишечник, без единой полезной бактерии. В течении 1, 2 и 3 месяца он заполняется полезной микрофлорой. Таким образом, 3 месячный ребенок становится обладателем полноценной пищеварительной системы.
- Центральная нервная система (ЦНС). Формирование рефлексов и реакций, напрямую зависит от уровня развития ЦНС. До этого времени, жизнь ребенка была основана исключительно на безусловных рефлексах, но теперь, с каждым месяцем, будет вырабатываться все больше условных рефлексов.
- Кости. Доказано, что грудничок обладает чрезвычайно гибкими костями. Это было заложено природой, для облегчения процесса родов. На протяжении года, кости будут менять свои свойства и становиться более твердыми. Положительная сторона в том, что кости грудничка очень сложно сломать. Отрицательная – легко деформировать. Туго перепеленав грудничка, можно искривить его позвоночник, руки или ноги. Родителям нужно быть очень внимательными в этом вопросе. Нарушения осанки и строения конечностей, зачастую являются последствиями излишнего сдавливания ребенка в годовалом возрасте. Как правило, педиатры назначают детям с 3 месяца витамин D. Его количества в мамином молоке уже недостаточно, а он очень важен для полноценного роста костей.
- Понижается тонус мышц. Физиологический тонус спадает, позволяя ребенку контролировать свое тело без дерганых движений.
- Зарастает родничок. На 3 месяц родничок все еще прощупывается, хотя его площадь стала значительно меньше. Бояться прикоснуться к нему во время гигиенических процедур можно не бояться.
3 месяца – существенная дата. Акклиматизация проходит в усиленном темпе, и ребенок умеет совершать некоторые осознанные действия. Извечная проблема родителей — избыток некомпетентной информации.
Развитие ребенка зависит от многих индивидуальных факторов:
- наследственность;
- питание;
- условия проживания;
- перенесенные болезни;
- как проходили роды;
- дата рождения (имеется в виду сезон).
Общие значения есть, но они носят статистический характер. Их существование необходимо, для сравнения конкретного ребенка и определения, насколько его умения отклоняются от табличного параметра. Если разница значительна – нужно выяснить причины, если нет – развитие проходит нормально. Помня об этом, можно рассмотреть основные способности ребенка, на 3 месяце жизни.

Невозможно полное совпадение у двух детей, следовательно, и развитие будет проходить по-разному.
Должен уметь делать:
- Управлять обеими руками. Снижение тонуса мышц, позволяет свободнее двигать ручками и ножками, контролируя их самостоятельно. Это только начало, и до полного контроля далеко.
- Переворачивается со спины на бок. С 3 месяца, грудничок может делать переворот. Не всегда он будет полноценным. Многие детки не в состоянии полностью перевернуться на животик, а вот половина движения удается куда лучше.
- Приподнимается на локтях. Если 3 месячный малыш перевернулся сам или его положили на животик родители, он должен уметь упираться предплечьем в поверхность и приподнимать голову и плечи. Продержится в таком положении ребенок около 15 секунд. Делать упражнение грудничок будет достаточно часто, падая, а затем, снова пытаясь подняться.
- Держит голову. На руках у родителей грудничок достаточно уверенно держит голову и может ей поворачивать. Движения не плавные и малышу трудно самому долго продержать ее, поэтому необходимо страховать кроху рукой.
- Не спит 1,5 – 2 часа. Период бодрствования увеличивается. С каждым месяцем, на познавание жизни тратится все больше времени.
- Изучает себя (ручки, ножки). Возможность управлять конечностями, способствует активному их изучению, а также ощупыванию себя. Ребенок будет рассматривать свои ручки и ножки, сжимать кулачок.
- Тянет в рот. Зрение развито слабо, поэтому изучение обстановки происходит через рот. Пожевав и обслюнявив предмет, ребенок узнает о его свойствах и возможностях. Бактерии, поступающие в организм через игрушку, помогут акклиматизации, а если родители переживают о гигиене – уберите в зону недосягаемости все потенциально опасные предметы, а игрушки продезинфицируйте.
- Режим. 3 месячный ребенок медленно начинает настраивать свой организм на график. Кушать, спать и бодрствовать он станет приблизительно в одно время.
Эмоциональное развитие грудничка в 3 месяца
- Обоняние. В жизни ребенка появляется новый способ восприятия мира – запах. Он узнает маму не только по голосу, но и по запаху;
- Улыбка, смех, резкий крик. Малыш должен уметь проявлять эмоции. Если ребенку больно или что-то не нравится, он известит об этом резким вскриком. При виде отсутствующей некоторое время мамы (папы) малыш улыбнется, а некоторые детки могут засмеяться, если их пощекотать;
- Плач по причине. Ребенок проявляет свое недовольство посредством плача, в случаях повышенного дискомфорта или возникновении острой потребности: проголодался, хочет спать, грязный памперс, болит животик.
- Пытается общаться – тянет ручки, агукает, смотрит в лицо тому, с кем «говорит».
- «Говорит» сам с собой. Вовсе не обязательно обращаться к ребенку или находиться с ним в одной комнате. Малыш будет гулить, не обращая внимания на окружающую обстановку.
Какие рефлексы проявляются
Развитие ЦНС и мозга, требует наличия определенных рефлексов, необходимых для жизни и дальнейшего полноценного развития организма:
- поисковый. Если погладить уголок губ, малыш повернет голову в сторону, с которой было совершено действие и откроет ротик;
- хоботковый. Ребенок вытянет губки «трубочкой» (хоботком), если прикоснуться к его верхней губе;
- бабкина. Если пальцем надавить на детскую ладонь, ребенок откроет рот и вытянет голову вперед.

В три месяца родители должны быть рядом с малышом и помогать ему развиваться в различных направлениях
Отклонения от развития
Отклонения в здоровье и развитии ребенка можно разделить на 2 типа:
- врожденные;
- приобретенные.
Врожденные могут быть наследственными, или произойти вследствие патологии внутриутробного развития, тяжелых родов. Приобретенные появляются в условиях неправильного развития ребенка.
- К концу 3 месяца, ребенок должен уметь держать голову. Главной проблемой является низкий тонус мышц, причин возникновения которого, несколько: недостаточная мышечная масса, мышцы не натренированы, неврологические отклонения.
- Кривошея. Может быть врожденной или приобретенной. Зачастую возникает при неправильном выкладывании на животик, когда голова ребенка постоянно повернута в одну сторону.
- Координация глаз на 3 месяц приходит в норму.
- Если ребенок пытается встать на носочки, у него гипертонус мышц стопы.
- Отсутствие оживленной реакции на события.
Помощь родителей для трехмесячного ребенка
Родители должны знать наперед, обо всех этапах развития ребенка и всячески подталкивать его к новым достижениям.
На протяжении 3 месяца необходимо делать с ребенком упражнения, помогающие в обучении навыка «переворот»:
- Массаж. Развивает и тонизирует мышцы. Если ребенок устал, его можно расслабить. Кроме того, это приятная процедура, при которой происходит тактильное общение, которое малыш воспринимает наиболее ярко, по сравнению с остальными органами чувств;
- Гимнастика. Тренирует мышцы и связки, облегчает движения и подсказывает ребенку, как именно он должен двигаться;
- Регулярно выполняйте массаж и гимнастику. Так же, как и для взрослых, перебои в тренировках не принесут должного результата;
- Выкладывать ребенка на живот как можно чаще. Нужно стремиться продержать кроху в этой позе максимальное количество времени. Его можно звать, раскладывать игрушки, ложиться так, чтобы лица были на одном уровне.
Все действия и игры должны быть направлены на те системы и потребности, которые развиваются в ребенке на данный момент. Если у родителей возникает сомнение, по поводу того, что именно сейчас происходит с их крохой, стоит посетить педиатра. Лучше посетить несколько специалистов и послушать разные мнения.